19 июля 2021, 16:25
Россияне продолжают мыслить категориями времен крепостного права и это стоит нашей стране 69% ВВП.
Коллаж: Тамара Ларина
Доверие можно измерить деньгами. И если речь идет о доверии бизнеса, то это отнюдь не крохи, а десятки процентов ВВП. По словам президента Московской школы управления Сколково Андрея Шаронова, французские исследования показали, что в случае, если уровень доверия в России будет таким же, как в Швеции (мировом лидере в этом плане), это может поднять ВВП на 69%.
«Можно, конечно, какими-то усилиями увеличивать ВВП на 3-4%, 8%, что для нас сейчас недостижимо. А можно изменить доверие, хотя это, конечно, еще более тяжело, чем увеличить ВВП на 8%, и это приведет вот к таким абсолютно материальным последствиям», — заявил Шаронов на онлайн-саммите «Сколько стоит доверие?», организованном медиапорталом #Трансформа1 совместно с Boston Consulting Group.
Естественно, ключевое значение с экономической точки зрения имеет то, насколько потребители доверяют компаниям — от этого напрямую зависит спрос. Плюс — компания с высоким уровнем доверия будет иметь более высокую оценку по ESG-критериям, что, в свою очередь, положительно влияет на оценку со стороны инвесторов. Не менее важны и взаимоотношения между партнерами. А во главе угла стоит уровень доверия между государством и бизнесом. К сожалению, в российских реалиях каждое слагаемое возможного успеха — это серьезная проблема.
Свои и чужие
По словам Андрея Шаронова, исследования показали, что в этом у России свой, «особый» путь. Его отличительная черта — люди доверяют «своим» — ближнему кругу и категорически не доверяют власти. Корни этого уходят еще во времена крепостного права, и даже XV-XVI века, когда человек был принципиально противопоставлен власти, на которую он не имел никакого влияния и от которой полностью зависел. И если обманывать «своих» нельзя, это порицается, то обмануть власть — не зазорно. И мы до сих пор живем в этой модальности. С мышлением времен крепостного права.
И сейчас, когда по всему миру шагает цифровизация (мимоходом задевая и Россию), когда компании по всему миру внедряют в свою работу ESG-критерии, бизнесу приходится решать по-настоящему важные вопросы с представителями власти не в офисах, а в кулуарах, а то и в банях, под водку. По-другому «своими» им не стать — а значит, либо сделка не состоится, так как другая сторона не доверяет партнеру, либо «чужак» сам станет жертвой обмана.
Аналогичным образом строятся и отношения между бизнесменами. Система распознавания «свой-чужой» и привычка опираться на разного рода связи (дружеские, родственные, личностные) остается одним из главных препятствий для создания новых бизнес-партнерств.
Похожая ситуация, по словам западных бизнесменов, наблюдается, кстати, и в азиатских странах. Что бы там не говорили о том, что Россия по менталитету и культуре ближе к Европе.
То есть, как президент не ругает «кумовство», оно в нашей стране процветает на всех уровнях. И тормозит развитие экономики. Ведь далеко не каждый сможет найти неофициальный подход и стать «своим». Даже если он предлагает хороший проект и серьезные инвестиции. Кто-то и рисковать с этим в России не будет, а предпочтет работать за рубежом, где водку в бане пить не нужно.
Статья по теме:
Вакцинация без пропаганды: что мы знаем и чего не знаем
Кто сторож бизнесу твоему?
Еще один показательный момент — обилие в России одновременно ЧОПов и полиции. У нас более 3% населения страны, по данным Росстата, работают в частных охранных предприятиях. То есть, полиции, а значит, и власти, россияне, которым нужно что-то охранять и оберегать, не доверяют. При этом в России один полицейский приходится на 193 гражданина. А в Европе — на 294. То есть, власть, в свою очередь, не доверяет гражданам. А выливается это все в экономические издержки для государства и налогоплательщиков — как физических, так и юридических лиц.
Самый яркий пример недоверия странового масштаба — вакцинация. Одна из основных причин пробуксовки прививочной кампании — недоверие к власти. Итогом которого стали новые ограничения и серьезные потери для предприятий сферы услуг и общепита.
Статья по теме:
«Деловая Россия» идет на штурм Уголовного кодекса
Атмосферу недоверия бизнеса к государству подогрела также налоговая амнистия, когда предпринимателям пообещали, что «Родина примет и простит», они поверили и стали объектами разбирательств и преследований со стороны властей. Да и заявления о том, что предприятия какой-либо сферы «нагрелись» на рыночной конъюнктуре и «нахлобучили» государства, звучащие параллельно с рассуждениями о том, что на различные реформы понадобятся дополнительные средства, мало кого успокаивают.
Пока суд да дело
А еще в России предприниматели не верят в справедливость судебной системы. Нередко это приводит к тому, что ее решения не исполняются. Более того, как отмечается в исследовании А1, зачастую «проигравшая» сторона не готова исполнять решение и может пойти на «уничтожение» предмета конфликта, только чтобы он не достался оппоненту.
При этом с началом пандемии количество поводов для конфликтов стали расти, как снежный ком. Тогда многие крупные компании, отказывались платить или переносили оплату уже произведенных поставок товаров или услуг на неопределенное время, нередко без соответствующих юридических разъяснений и в одностороннем порядке. Их контрагенты из числа малых предприятий боялись обращаться в суд. Ведь таким образом они навсегда теряли постоянного партнера, при этом было совершенно неясно, выиграют ли они дело.
«Потому что суды, какие бы они ни были, в нашей системе координат право сильного все еще доминирует над правом правого. И это мы видим очень часто — когда либо государство на одной стороне, либо крупная корпорация, против физического лица или маленького бизнесмена. Сильный у нас имеет больше шансов на урегулирование судебного спора», — поясняет управляющий партнер А1 Андрей Елинсон.
С другой стороны — без суда предприниматели тоже разбираться и улаживать корпоративные конфликты не хотят. Они отказываются идти на мировую и договариваться в досудебном порядке, не веря друг другу. Итогом становятся высокие судебные издержки, в конце концов ложащиеся дополнительным бременем на потребителей товаров и услуг.
Да, собственно, о каком доверии к судам, которые должны радеть за главенство закона, может идти речь, если сами законы в России постоянно переписываются?
«Мы в России всегда мучаемся и страдаем от того, что у нас все очень краткосрочно. У нас частые изменения законодательства, у нас многие вещи невозможно планировать на долгий срок», — комментирует ситуацию президент Нанолека Владимир Христенко, отмечающий, что возможность планирования партнерства (особенно международного) на долгосрочную перспективу — одно из слагаемых устойчивости бизнеса.
Стопор для инноваций
При этом, по словам Христенко, от веры предпринимательства в государство, зависит развитие целого ряда отраслей, создания прорывных продуктов, зачастую имеющих большое социальное значение. Например, вакцин и медицинских препаратов, в разработку которых вкладываются немалые средства и при этом процесс длится несколько лет (создание антиковидных препаратов — исключение из правил, продиктованное беспрецедентной ситуацией). Компании, начинающие работу над новым продуктом должны быть уверены в том, что при соблюдении всех необходимых процедур и требований, этот продукт «пустят» на рынок. Пока же взаимодействие предпринимателей с государством в сфере инноваций происходит по принципу «доверяй, но проверяй». Но для нормального развития бизнесу нужно нечто большее, чем обещания. «Хотелось бы с государством каких-то более определенных, выстроенных отношений. Например, в виде долгосрочных контрактов с определенными обязательствами обеих сторон», — поясняет Христенко.
Представители власти сейчас много говорят о необходимости развития бизнеса, о том, что стране нужны инвестиции и прорывные технологии. Только вот одного слова «сверху» уже недостаточно.
Россия — настоящая территория недоверия. И, на первый взгляд, сломать эту систему уже нельзя: уж проще по крупицам поднимать ВВП, чем хоть на йоту приблизиться к далеким шведским стандартам.
Но есть вещи, которые государство в силах изменить — провести судебную реформу, остановить «бешеный принтер» и закрепить правила игры минимум лет на 5 (а лучше бы на 10). Держать обещания, даваемые бизнесу и разработать систему гарантий для всех его представителей, а не только для «избранных» со СПИКами и прочих «резидентов». Власть способна многое изменить в рамках своих компетенций. А там уж и до бань с модальностью — рукой подать.