Потребительская инфляция продолжает расти
Минсельхоз предсказал подорожание молочной продукции. Если раньше о грядущем росте стоимости продуктов питания говорили производители или ритейлеры, а аграрное министерство всячески опровергало эту информацию и успокаивало потребителей, то тут ситуация прямо противоположная. Вместе с тем в ведомстве заверили, что «молочка» — единственная категория, в которой допускается подорожание. Эксперты не согласились с таким утверждением: по разным категориям товаров ожидается рост цен до 15%.
Фото: Наталья Мущинкина
Молочная продукция может вырасти в цене. Об этом говорится в докладе Минсельхоза в правительство. Причина — увеличение себестоимости производства: подорожали корма и добавки, упаковка, горюче-смазочные материалы, электроэнергия. Добавляет в рост стоимости молочных продуктов и требование об обязательной маркировке. Альянс производителей молочных продуктов уже заявил, что увеличение отпускных цен до конца года составит порядка 10%.
Министерство планирует направить 10 млрд рублей субсидий для компенсации затрат на корма для молочного животноводства. В ведомстве также заявили, что молочная продукция — единственная категория, в которой допускается рост цен.
Между тем, до последнего времени казалось, что «молочка» остается одним из последних продуктовых бастионов сопротивления инфляции. На начало октября, при средней инфляции в стране под 8%, молоко и молочная продукция за год подорожали в рознице «лишь» на 6%, масло сливочное — на 6,2%, по данным Росстата. За это время увеличение цен на иные продукты было, например, таким: мясо и птица — 15,2%; рыба — 10%; крупы — 9,2%; масло подсолнечное — 24,2%; сахар — 29%, хлеб — 7,9%. В целом продукты питания прибавили 10,2%. Теперь настало время ценового рывка для «отстающего» молока.
Заявление Минсельхоза, что, дескать, только в молочной продукции допускается рост цен, не совсем понятно, говорит руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. «В этом году увеличилась стоимость овощей. Выросла стоимость яиц, мяса, колбасных изделий, алкоголя, питьевой и минеральной воды, чая, кофе, сахара, масла, муки. Этот перечень можно еще долго продолжать. Причины — в росте затрат производителей из-за увеличения стоимости сырья, консервантов, упаковки, импортных составляющих, — объясняет собеседник «МК». — По разным категориям товаров до конца года ожидается рост цен в диапазоне 5-15%, о чем почти каждый день предупреждают производители в отдельных секторах».
Подорожание близких по назначению товаров не только имеет схожие причины, но и «переливается» друг в друга, утверждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. «Из-за увеличения цен иных продуктов люди поднимают спрос на «молочку». Это добавляет драйва к общим факторам роста стоимости — повышению затрат производителей на подорожавшие корма, оборудование, транспорт, а также на маркировку», — отмечает эксперт.
Поэтому, по словам Гойхмана, «опаздывающее» увеличение цен молокопродуктов неизбежно. И теперь, вдогонку, оно, вероятно, станет идти сильнее, чем подорожание других продуктов с уже экстремальными ценниками, считает аналитик. «Если даже продовольственная инфляция до конца года останется в пределах 10-12%, то «внутри» неё для достижения данного «результата» молоко может прибавить в цене еще на 4-5%», — убежден он.
Какие еще продукты могут ввязаться в эту ценовую гонку? По мнению председателя комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анны Вовк, могут вырасти в цене зерновые: пшеница, овсянка, гречка. В группе риска также мясные продукты — опять же по причине заметного роста цен на корма для сельскохозяйственного скота и птицы.
«В идеале производителю надо поднять цены на 20-25%, чтобы выйти на уровень рентабельности. Но рынок вряд ли это выдержит, так как упадут продажи: у людей с падающими доходами просто-напросто нет денег. Поэтому, по всей видимости, цены поднимутся на мясо и молочку сначала на 10-12% до конца 2021 года, а затем еще на 5-7% к лету 2022 года», — считает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.